Британец Эндрю Хэлси — первый человек в мире, который, страдая эпилепсией, в 1997 году в одиночку пересек Атлантический океан, от Тенерифе до острова Сент-Люсии в Вест-Индии.
Гребец без команды поддержки преодолел 4800 километров за 116 дней.
Перед этим он взял всего один двухчасовой урок по гребле и сделал несколько тренировочных заездов на реке Мерси.
Когда в 1982 году ему был поставлен диагноз «эпилепсия» и Эндрю понял, что не сможет продолжать жить и работать как раньше, он посмотрел на это не как на беду, а как на возможность: «Быть может, люди думают, что я сумасшедший. Но для меня сумасшествие — это сидеть перед телевизором и мечтать о том, что вы сами могли бы делать». До болезни Эндрю работал строителем, торговал морепродуктами.
В 1999 году он совершил попытку пересечь Тихий океан из Калифорнии в Австралию — что тогда еще не рискнул сделать ни один полностью здоровый человек (а Эндрю страдал от тяжелых тонико-клонических приступов). Но из-за тяжелых погодных условий и недостатка еды, проведя 267 дней в море и потеряв 30 кг, он признал, что не сможет продолжить заезд.
«Ураганный Хэлси»
Встреча с Эндрю Хэлси состоялась в посольстве Великобритании. В Беларусь гребца с инвалидностью пригласили друзья.
Объясняя, почему он решился на такое рискованное дело, как пересечение океана в гребной лодке, Эндрю рассказал такую историю:
— Когда мне было девять лет, я увидел по телевизору двух путешественников-журналистов, которые в лодке пересекали Атлантику. Я с интересом следил за репортажами об этом плавании, а потом храбрецы потерялись в океаны и так и не были найдены. Тогда я решил, что повторю такой заплыв.
При попытке пересечения Тихого океана Эндрю четыре раза попадал в ураганы, и дважды находился в их эпицентре. Тогда британская пресса назвала гребца «ураганным Хэлси».
Свое первое путешествие Эндрю профинансировал самостоятельно, немного помогли друзья, несколько церквей снабдили провизией для поездки. Второй заплыв был спонсирован уже более широко.
— Да, это рискованно – идти одному в море, когда у тебя эпилепсия. Но существует много способов справиться с болезнью, с инвалидностью. Вы должны стараться осуществить свои мечты, — убежден Эндрю.
Как выжить в океане
Люди приходят к «ураганному Хэлси» за советами, как выжить в открытом океане, с этими же вопросами к нему обращались даже британские военные.
Самые большие сложности в плавании связаны с едой и сном, говорит Эндрю.
В лодке места для сна немного, не больше письменного стола, в таком пространстве невозможно вытянуться, приходится спать в позе эмбриона. А еще в лодку попадают брызги, она качается.
Как правило, он сидел на веслах ранним утром и вечером, с 12 до 16 часов, в самое жаркое время, старался не грести. Но и заснуть в эту жару невозможно, в лодке испарина. Да еще звуки мешают – то вещи в лодке перекатываются, то черепахи ударяются панцирем о дно судна.
Из еды, по словам Эндрю, хороши продукты питательные, богатые сложными углеводами и просты в приготовлении. Например, соя или фасоль, которую можно замочить в соленой воде, а сварить в пресной. Также гребец ловил рыбу, которая пряталась с тени лодки, так что поймать ее не составляло труда. Кстати, большое значение имеет цвет лодки. Первая лодка Эндрю была белая. Рыбы принимали ее за волну и, бывало, сами запрыгивали внутрь. Такого не было во второй раз, когда лодка была желтого цвета. Правда, минус белой лодки – в ее незаметности: если потеряетесь, вас будет сложно обнаружить.
В первое путешествие Хэлси брал с собой большой запас пресной воды, во второе – фильтры обратного осмоса. Однако оборудование было не электрическое, а ручное, поэтому приходилось 40-50 минут поработать и изрядно попотеть, чтобы сделать для себя дневной запас воды. Также Эндрю собирал дождевую воду.
— Обязательно нужно знать свое тело – как оно реагирует на жару, на длительную нехватку сна. Ведь эти факторы могут серьезно повлиять на сознание. Я во время плавания писал записки, чтобы понимать, в каком состоянии находятся его ум и сознание, — делится Эндрю.
Жизнь в лодке
У гребца случались приступы в океане.
— Когда я выходил из бухты Сан-Диего, у меня случился приступ, — рассказывает Эндрю. – У меня приступы тонико-клонические, они могут быть достаточно интенсивны, их сложно переносить физически, я могу терять память и не помнить последний час. Когда в Сан-Диего ко мне подплыл патруль, я уже начинал приходить в себя. Патрульные меня узнали (информация обо мне была в газетах), начали желать мне успеха. А я даже не мог понять, кто эти люди и что происходит.
С помощью крепления из эластичных веревок Эндрю был постоянно привязан к лодке и при этом мог двигаться. В случае приступа срабатывало специальное оборудование, «захлопывавшее» лодку.
А еще после девяти месяцев плавания – то есть постоянного сидения — нужно учиться заново ходить. Обычно у Эндрю на это уходило 2-3 дня: «Так не получится – встать из лодки и тут же пойти с друзьями в бар».
Психологическая подготовка
Эндрю Хэлси говорит, что одиночество в путешествии не было для него проблемой:
— Мне комфортно быть одному, я по жизни такой. Уверен, что провести некоторое время наедине с собой полезно для каждого. Когда нет ни телевидения, ни радио, ни интернета, вы начинаете думать о других вещах. Я перебирал в памяти моменты из детства, даже вспомнил, что ел на завтрак в свой первый рабочий день. Вы открываете самого себя заново и становитесь более креативным. Во время плавания я писал записки, и они опубликованы в виде книги «Ураган Хэлси».
Я считаю, что человек, страдающий эпилепсией, не должен думать, что кто-то постоянно будет рядом с ним. Он должен не закрываться и искать помощь, а быть более уверенным в себе и жить той жизнью, какой хочет.
Сейчас Эндрю Хэлси занимается благотворительностью, чтобы показать людям с инвалидностью, что, несмотря на заболевание можно реализовать свой потенциал и найти занятие в жизни. Он работает с благотворительными организациями в Канаде и Великобритании, которые достают спортивный инвентарь для людей с инвалидностью. Эндрю хочет развивать это дело и в Беларуси, чтобы и наши люди с инвалидностью могли вести более активный образ жизни и заниматься спортом.
Юлия Инышева
Источник: ЕвроБеларусь